Что ни публикация, то радость! САКУРА И СОЛЁНАЯ РЫБКА (Почему японские стихи совершенно не похожи на наши?) Однажды к поэту Басё пришли ученики и сказали: «Ты складываешь стихи, от которых людям хочется долго молчать, глядя на огонь в очаге, или на облака в небе, или на плещущуюся воду в ручье. Почему у нас так не получается?» Басё ответил: «Потому что вы складываете строчки по смыслу, а я – по запаху цветка». Ученики удивились. – Как – по запаху? – не понял ученик по имени Фубаку. – Как – по запаху? – переспросил ученик по имени Тинсэки. Басё сказал: «Связь между строками в стихотворении должна быть лёгкой и ненавязчивой, как запах цветка». И предложил ученикам продолжить такие строки: Под деревом у нас И суп, и солёная рыбка. Вот и сакура в цвету! (Ну, вроде как собрались люди весной на пикник, радуются. Что дальше?) Ученик по имени Фубаку продолжил: Тому, кто завтра к нам придёт, Лишь горечь принесёт весна… Басё такое продолжение не понравилось – Фубаку сложил строчки по смыслу. Смысл первой строфы: «У нас пикник, нам радостно, и вишня цветёт!» Смысл второй строфы: «Но уже завтра не останется ни этой еды, ни этой радости, и нас самих здесь уже не будет». Понятно? Понятно. А когда всё понятно, незачем молчать, глядя на огонь в очаге, или на облака в небе, или на плещущуюся в ручье воду. – Попробуй ты, – сказал Басё другому ученику. И повторил начало: Под деревом у нас И суп, и солёная рыбка. Вот и сакура в цвету! И тогда ученик по имени Тинсэки продолжил: Медленно к Западу катится солнце, Какое ясное чистое небо. И это продолжение Басё очень понравилось. Почему? Тинсэки не вкладывает нам в голову готовую, законченную мысль – дескать, «всё проходит», как это сделал Фубаку. Он лишь указывает на медленно клонящееся к закату солнце. Небо чисто и ясно – ничто не предвещает печали, но слушатель, видя внутренним взором эту картину, смутно чувствует: радостный день заканчивается, он пройдёт и наступит следующий, и он будет наполнен уже не радостью, а заботами... А станет от этого слушателю грустно или не станет, это уж его дело. Один раз прочтёт – не станет, а другой раз прочтёт – станет. Всё зависит от настроения. Одно и то же стихотворение может вызывать разные чувства и навевать разные мысли. Стихотворение, которое закончил Фубаку, получилось «с одной мыслью». Оно как вещь – можно взять в руку и положить в карман. Стихотворение для ума. А стихотворение, которое закончил Тинсэки, получилось неуловимым, как аромат цветка. О нём и не скажешь, про грусть оно или про радость. Оно про жизнь. Про жизнь, в которой всегда есть и то, и другое... ПОЭЗИЯ ДЛЯ ГЛАЗ И ПОЭЗИЯ ДЛЯ УШЕЙ Так почему же японские (и китайские) стихи такие «странные»? Дело в том, что мы пишем буквами, а японцы и китайцы – иероглифами. Буква обозначает звук, а иероглиф обозначает предмет или понятие. Взгляните на китайские иероглифы (среди иллюстраций к посту) – многие из них до сих пор похожи на то, что ими обозначается, правда? Получается, что мы свои мысли «слышим», а китайцы и японцы – «видят»! Отсюда и различия нашей с ними поэзии. Наша прежде всего должна красиво звучать. В ней должен быть ритм, должны быть созвучия (рифмы), неожиданные цветистые выражения и так далее. А китайская поэзия должна помочь человеку увидеть (вообразить, представить перед внутренним взором) что-нибудь приятное и красивое. Можно сказать, что наша поэзия – это «музыка слов и мыслей», а китайская и японская – это «простая видеозарисовка». КАК ПРАВИЛЬНО СОЧИНЯТЬ ХАЙКУ? Ха́йку – самый популярный у нас жанр традиционной японской поэзии. Многие любят их сочинять. Но при этом часто совершают непростительные ошибки! Например, некоторые думают, что важно соблюдать количество слогов (первая строка – пять, вторая – семь, третья – пять). Это типично «европейское» заблуждение! На самом деле, важно совсем не это. Вот памятка начинающему сочинителю, всего из трёх пунктов: 1. Следите, чтобы в стихотворении не было прилагательных и было меньше глаголов. Хайку по-русски – это «существительное в именительном падеже». 2. Не выражайтесь красиво! Главный японский эстетический принцип – «ваби-саби», скромная простота и «неноваторство». 3. В стихотворении старайтесь изобразить не ваши чувства и мысли, а явление или событие, в котором вы участвуете или которое наблюдаете. Вот и всё! Попробуйте! Можно (и даже желательно!) поиграть в сочинение «японских стихов» с детьми. * * * Друзья, листайте галерею, читайте стихи, и, если что-нибудь вам понравилось, прокомментируйте этот пост, чтобы завтра в вашей ленте появился следующий. Он будет такой: «Сколько стоили продукты в средневековом Лондоне?» Мы перевели тогдашние цены на наши нынешние рубли. А если ничего не понравилось, просто напишите: Воблы запах Чувствую в этом посте! "Лучик" расстроил... Эту историю про Басё мы рассказывали в 12-м номере "Лучика" за 2019 год. И ещё мы в нём рассказали: - как разговаривают звёзды - как появился интернет - что такое барилямбда, голотурия и бубинга - как устроен джедайский меч - в чём была ошибка капитана Гранта - что такое миф, и почему раньше балалайка была круглой Если интересно, откройте журнал (он во вложении к этому посту), почитайте! Нам будет очень приятно. P.S. Ответ за задачку в предыдущем посте: Дик Сэнд и Роберт Грант; Гэррис и Айртон; кузен Бенедикт и Паганель; капитан Гуль и майор Мак-Наббс. (Парные персонажи из романов "Пятнадцатилетний капитан" и "Дети капитана Гранта".) Всего вам доброго! До завтра!